Диагностический центр
 

       Что же такое современный психологический тест? Это система заданий, позволяющая получить измерения соответствующих психологических свойств.
       В социальной практике осуществляется тестирование общих и специальных способностей, профессиональной ориентации подростков, профотбора и профессиональной подготовки взрослых. Существуют тесты, выявляющие особенности личности, ее внутренние конфликты и формы психологической защиты, характер социальных и семейных отношений. Тесты позволяют выявить уровень развития школьной зрелости учащихся и выбрать для каждого ребенка подходящую ему по сложности учебную программу. На производстве с помощью тестов решают задачи повышения производительности труда, сплоченности команды, устранения несовместимости членов рабочих групп.
       Главной целью психодиагностики является обеспечение полноценного психического и личностного развития, помощь в преодолении возникающих трудностей.

Существует много разновидностей тестов:

  1. Интеллектуальные тесты предназначены для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и его отдельных когнитивных процессов, таких как: восприятие, внимание, воображение, память, речь.
  2. Личностные тесты связаны с психодиагностикой устойчивых индивидуальных особенностей человека, определяющих его поступки; сюда относятся тесты на исследование темперамента, характера, мотиваций, эмоций, способностей. Среди тестов встречаются такие, которые дают разностороннюю, комплексную оценку состояния личности или степени развитости ее отдельных свойств. Комплексными, например, являются тесты Кеттелла, MMPI и другие. К числу частных можно отнести тесты, с помощью которых оцениваются отдельные черты личности человека, мотивы, эмоции, например: акцентуации характера, тревожность, локус контроля, мотив достижения успеха, агрессивность и другие.
  3. Межличностные тесты позволяют оценивать человеческие отношения в различных социальных группах.

       В составе психологического центра "ОАЗИС" работает самый мощный на сегодня в городе психодиагностический центр, оснащенный лицензионными компьютерными программами тестов, признанные и апробированные большинством мирового сообщества психологов.


       Банк диагностических методик психологического центра "ОАЗИС" включает в себя 69 лицензионных компьютерных тестовых программ, позволяющих исследовать характер, темперамент, мотивацию, эмоциональное состояние человека, акцентуации характера, тревожность, агрессивность, способности и уровень развития интеллекта, профессиональную направленность, стиль воспитания и особенности супружеских отношений, уровень суицидального риска и др.
       Ниже приводится список основных психодиагностических программ, сгруппированных по направлениям.

      

I. Диагностика профессиональной направленности

       1. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО).
       Методика предназначена для помощи при выборе типа профессии в соответствии с классификацией, предложенной Е. А Климовым. Он выделяет следующие типы профессий:
  • "человек-природа" - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
  • "человек-техника" - все технические профессии;
  • "человек-человек" - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
  • "человек-знак" - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
  • "человек - художественный образ" - все творческие специальности.

       2. Карта интересов.
       Методика используется в целях профориентации и при приеме на работу. Может применяться для обследования как подростков, так и взрослых. Хорошие результаты получаются при использовании данной методики в целях профориентации лиц, меняющих профессию.
       3. Опросник профессиональных предпочтений (ОПП).
       Тест разработан для исследования профессиональных интересов и предпочтений человека. Он поможет соотнести склонности, способности и интересы с различными конкретными профессиями.
       4. Профессиональная готовность.
       В основу опросника положен принцип самооценки учащихся. Дается самооценка одновременно своих возможностей в реализации определенных задаваемых опросником умений (учебных, творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего отношения, возникающего при выполнении описанных видов деятельности, и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в будущей профессии.
       5. Определение профессионального типа личности (Холланд).
       Данный тест разработан для исследования профессиональных интересов и предпочтений человека. Он поможет соотнести склонности, способности и интересы с различными конкретными профессиями, более точно определить круг запросов в профессиональной сфере. На основе психологического анализа профессий, использованных в тесте, выделено 6 типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный (офисный), предприимчивый, артистичный.
       6. Опросник профессиональной ориентации личности Йовайши.
       Опросник используется для изучения профессиональных интересов и склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности. В данном опроснике выделено шесть сфер профессиональной направленности: сфера искусства, сфера технических интересов, сфера работы с людьми, сфера умственного труда, сфера физического труда, сфера материальных интересов.

      

II. Диагностика суицидального риска "Сигнал"

       Диагностика основана на объективном измерении психофизиологических реакций, что исключает искажения информации, возможные при опросе. Диагностика дает возможность отличить готовность к истинно суицидальному поведению от поведения демонстративно-шантажного и самоповреждающего.

      

III. Диагностика интеллектуального развития

       1. Краткий ориентировочный тест (КОТ).
       Краткий Ориентировочный Тест предназначен для определения уровня общего интеллектуального развития. Тест измеряет общий уровень умственных способностей и предусматривает диагностику следующих параметров интеллекта: способность к обобщению и анализу, гибкость мышления, скорость и точность восприятия материала, грамотность, выбор оптимальной стратегии и т. д.
       2. Тест "Матрицы Равена".
       Данный тест позволяет определить уровень интеллектуального развития.

      

IV. Диагностика детско-родительских отношений

       1. Методика изучения родительских установок (PARI).
Методика PARI предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). В методике выделены аспекты, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Родительско-детские отношения являются основным предметом анализа в методике. Основной вывод, который можно сделать сразу, - это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности.
       2. Анализ семейного воспитания (АСВ).
       Опросник позволяет детально диагностировать основные формы нарушений семейного воспитания и характер этих нарушений, таких как: уровень протекции, степень удовлетворения потребностей, уровень требовательности к ребенку в семье, решение личностных проблем родителями за счет ребенка.
       3. Опросник родительского отношения (ОРО).
       Опросник родительского отношения направлен на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Под родительским отношением понимается система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия, понимания характера и личности ребенка, его поступков.
       4. Подростки о родителях.
Опросник изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте, позволяет описать отношения с родителем по наиболее общим проявлениям: доброжелательность, враждебность, автономия, директивность и непоследовательность родителя.

      

V. Диагностика личностных отклонений подросткового возраста

       1. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки).
Опросник предназначен для исследования уровня проявления и основных видов агрессии, враждебности у подростков в межличностных отношениях дома, в процессе обучения или работы. Авторы выделяют следующие виды реакций: физическая агрессия, косвенная, раздражение, негативизм, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.
       2. Методика изучения акцентуаций личности.
       Этот тест предназначен для выявления типа акцентуации характера, т.е. определенного направления характера.
       3. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (Личко).
       Предназначен для определения в возрасте 14-18 лет типов акцентуаций характера и психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей (психологической склонности к алкоголизации, делинквентности и др.)

      

VI. Диагностика свойств и качеств личности

       1. Личностный опросник Кеттелла (для детей, подростков и взрослых).
       Опросник предназначен для оценки индивидуально-психологических особенностей личности. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (первичных черт) личности, которые определяют ее внутреннее содержание и поведение.
       2. Определение типа темперамента по Майерс-Бриггс.
       Диагностика типов личности по системе Майерс-Бриггс предназначена для определения одного из 16 типов личности. Назначение типологии и тестов - помочь человеку в определении его индивидуальных предпочтений.
       3. MMPI (СМИЛ и ММИЛ).
       Методика позволяет выявлять черты и типы характера, определять стиль поведения и общения, диагностировать способность к адаптации и скрытые психические отклонения, оценивать профессиональную пригодность, изучать эмоциональное состояние и степень выраженности стресса, прогнозировать вероятность и содержание затруднений в различных видах трудовой деятельности.        Психолог получает многосторонний портрет человека, включающий спектр таких структурных компонентов личности, как: мотивационная направленность, самооценка, стиль межличностного поведения, полоролевой статус, черты характера, тип реагирования на стресс, защитные механизмы, когнитивный стиль, ведущие потребности, фон настроения, сексуальная ориентация, степень адаптированности индивида и возможный тип дезадаптации, наличие психических отклонений, выраженность лидерских черт, склонность к суициду, предрасположенность к алкоголизму и пр.
       4. MMPI (Мини-мульт).
Опросник Мини-мульт MMPI диагностирует психические особенности, мотивационную сферу, самооценку, формы социального взаимодействия, типы реагирования на конфликтные ситуации, ведущие потребности, фон настроения, сексуальную ориентацию, степень сформированности личности, наличие психических нарушений, суицидальность, толерантность к алкоголизму, конфликтность, а также количественные и качественные возможности профессионально содержательных свойств.
       5. Опросник личностной ориентации (POI).
Опросник личностной ориентации - это тест самоотчета, разработанный для измерения самоактуализации. Опросник содержит две главные шкалы, выведенные из теории Маслоу. По шкале Направленности на себя измеряется степень, в которой субъект обеспечивает поддержку себе самому (по контрасту с обращенностью к другим). Шкала Компетентности во времени показывает степень, в которой субъект живет в настоящем. Кроме этого, имеются субшкалы для измерения ценностей, самоактуализации, экзистенциальности, эмоциональной реактивности, спонтанности, заботы о собственных интересах, самопринятия, природы людей, синергии, принятия агрессии и способности к близким отношениям.
       6. Определение типа темперамента по Кейрси.
Опросник позволяет с высокой степенью точности определить один из четырех типов темперамента, а также один из 16 психологических портретов.
       7. Тест акцентуаций свойств темперамента.
Тест акцентуаций свойств темперамента (ТАСТ) позволяет быстро, просто, надежно и научно обоснованно исследовать отдельные свойства темперамента, акцентуированные его типы и выявить дисгармоничные сочетания свойств и типов акцентуаций. Данные, полученные с помощью методики "ТАСТ", дают возможность четко определить преимущественный стиль деятельности человека, выявить его сильные и слабые стороны, прогнозировать реакции человека на различные события и ситуации.
       8. Темпераментологический опросник Айзенка.
Тест позволяет определить тип темперамента согласно классическим: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
       9. Соционический ДВ-тест.
Тест предназначен для определения соционического типа по осям: интроверт-экстраверт, сенсорик-интуитив, этик-логик, рационал-иррационал.
       10. Оценка уровня притязаний (ОУП).
Уровень притязаний личности - свойство, характеризующееся степенью трудности задач, которые ставит перед собой человек. Он связан со многими другими особенностями - самооценкой, склонностью к риску и т.д.
       11. Измерение мотивации аффилиации (ТМА).
Опросник предназначен для измерения потребности (мотивации) в общении, в эмоциональных контактах, дружбе, любви. Выявляет преобладание двух мотивов: стремления к принятию и страх отвержения.
       12. Измерение мотивации достижения (ТМД).
Тест предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов доминирует.
       13. Диагностика уровня субъективного контроля (УСК).
Уровень субъективного контроля связан с ощущением человеком ответственности за происходящее "здесь и теперь", а также за отдаленные последствия, т. е. с социальной зрелостью и самостоятельностью личности. Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий. Возможны два полярных типа. Первый тип проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин (например, случайности или вмешательства других людей). Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий.
       14. Ценностные ориентации личности (определение личностной направленности).
Методика позволяет определить направленность человека на себя, на дело, либо на общение.

      

VII. Диагностика неосознаваемых состояний

       1. Диагностика индекса жизненного стиля.
Опросник предназначен для диагностики механизмов психологической защиты "Я". Выделяется восемь видов защитных механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, интеллектуализация (рационализация) и регрессия. На основе ответов строится профиль защитной структуры обследуемого.
       2. Цветоаналитический тест Фрилинга.
По реакциям человека на цвета теста можно определить управляющие поведением бессознательные тенденции и стремления человека.
       3. Тест "Любовная история".
Проективный тест позволяет выявить бессознательные стремления человека.
       4. Методика определения невротических и неврозоподобных нарушений (ОНР).
Опросник невротических расстройств (ОНР) направлен на выявление субъективных проявлений невротических и неврозоподобных нарушений в соматической и психической сферах.
       5. Экспресс-диагностика уровня невротизации.
Предлагаемая методика может быть использована в целях экспресс-диагностики невротических состояний.
       6. Экспресс-диагностика уровня невротической астении.
Предлагаемая методика может быть использована в целях экспресс- диагностики невротической астении (упадок сил, слабость).
       7. Тест влечений Зонди (Сонди) - метод портретных выборов.
Зонди полагает, что типологически разные личностные структуры могут быть представлены сочетаниями восьми базисных человеческих влечений. Каждое из них в зависимости от формализованных показателей выявляет ту или иную патологию или проблему обследуемой личности. Психодиагностическое значение имеют портреты, которые соответствуют наиболее значимым потребностям индивида и соответствуют его генетически обусловленным и динамически актуальным склонностям. Проективная методика, которая по праву считается психологическим "рентгеном", и которая "высвечивает" скрытые влечения и патологии в психике людей.

      

VIII. Диагностика межличностных отношений

       1. Диагностика развития и формирования коллектива "Вектор".
Изучение отношений в группах и коллективах, выявление источников возникающих в группах конфликтов, исключение ошибок при выдвижении кандидатов на руководящие должности - все это достигается с помощью диагностики межличностных отношений.
       2. Диагностика межличностных отношений (ДМО - Т. Лири).
Цель теста установить преобладающие характерологические тенденции личности (доминирование, дружелюбие, властность, уверенность в себе, требовательность, упрямство, уступчивость, доверчивость, конформизм, отзывчивость).
       3. Оценка коммуникативных и организаторских способностей (КОС).
Методика разработана для диагностики потенциальных возможностей людей в развитии их коммуникативных (умение легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремлением к расширению сферы общения, к участию в общественных мероприятиях) и организаторских способностей (умение влиять на людей для успешного решения ими определенных задач, умение оперативно разобраться в "ситуативном" взаимодействии людей и направить его в нужное русло, стремление к проявлению инициативы, к выполнению общественной работы).
       4. Определение способов реагирования в конфликтных ситуациях Томаса.
Тест позволяет выявить предпочитаемые формы поведения человека в ситуации конфликта, а также определить тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.
       5. Тест агрессивности Ассингера.
Методика определяет, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими, и легко ли общаться с ним.

      

IX. Диагностика супружеских отношений

       1. Опросник удовлетворенности браком.
Методика позволяет оценить степень удовлетворенности-неудовлетворенности браком, а также степени совпадения-рассогласования удовлетворенности у супругов.
       2. Ролевые ожидания и притязания в браке (РОП).
Цель диагностики - уточнение представлений супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личной общности мужа и жены, родительских обязанностей, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнера; уточнение представлений супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций. Таким образом, результаты данной методики позволяют выявить иерархии семейных ценностей супругов, а так же сделать вывод о социально-психологической совместимости супругов в семье.

      

X. Диагностика эмоционального состояния

       1. Интегративный тест тревожности.
Интегративный тест тревожности предназначен для выявления уровня выраженности тревоги как ситуативной переменной и тревожности как личностно-типологической характеристики у подростков и взрослых. 6 дополнительных субшкал раскрывают содержательный характер самооценки аффективного состояния: эмоциональный дискомфорт, астенические и фобические компоненты, тревожная оценка перспектив и социальная защита.
       2. Оперативная оценка самочувствия, активности, настроения (САН).

       3. Оценка тревожности у подростков по шкале Кондаша.
Тест предназначен для оценки уровня тревожности детей от 10 до 16 лет.
       4. Диагностика уровня школьной тревожности (Филлипс).
Цель опросника состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
       5. Диагностика уровня эмоционального выгорания.
"Синдром эмоционального выгорания" возникает у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов. Синдром эмоционального выгорания - самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, - всех, чья деятельность невозможна без общения. "Выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям, поэтому важно вовремя выявить симптомы.
       6. Тест Люшера.
Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.
       7. Опросник личностной и реактивной тревожности Спилбергера.
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение человека. Данный тест является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).
       8. Тест Маркерта.
       С помощью данной методики можно определить актуальное состояние человека.